Каково было учиться в конце позапрошлого века?
В этом году старейшая школа нашего города празднует большой юбилей. Сегодня мы открываем серию публикаций, посвящённых этому событию. Для начала вспомним, с чего всё начиналось.
В мае 1870 года в Камышлове начала работать первая управа. Её председателя В.Г. Олесова беспокоило состояние народного образования, он приложил немало труда, чтобы добиться открытия прогимназии, которая давала бы образование девочкам и готовила бы учительниц. В то время на одну грамотную женщину приходилось 484 неграмотных.
3 октября 1871 года открылась Камышловская женская прогимназия, которая на долгие годы стала центром образования в нашем городе, сыграла большую роль в развитии культуры и просвещения Камышловского уезда. Председатель земской управы В.Г. Олесов пожертвовал на её открытие немалую по тем временам сумму – 300 рублей, а городской глава М.В. Васильев предоставил безвозмездно свой дом (по словам краеведов, точное его местонахождение неизвестно – прим. ред.).
Женская прогимназия была в ту пору единственным источником учительских кадров, её выпускницы шли на педагогическую работу в начальные училища. В 1871 году в ней обучалось 116 учениц. Они изучали Закон Божий, русский язык, математику, историю, географию, физику, а также педагогику, методику преподавания, гигиену, рисование, чистописание, рукоделие. Работало в то время 18 учителей.
В 1904 году прогимназию преобразовали в гимназию. Она включала уже семь классов, а в 1907 году открыли восьмой класс – «специальный», по окончании которого выпускницы имели право быть домашними учительницами и преподавать математику, историю или русский язык в младших классах. До поступления в гимназию девочки должны были окончить три класса начальной школы и сдать вступительные экзамены.
Учились в одну смену. У младших классов ежедневно было четыре урока, у старших – четыре-пять. Все классы делились на нормальные и параллельные. В нормальных учились девочки из богатых семей, которые за особую плату изучали иностранные языки. Параллельные классы были преимущественно для бедных.
Большинство гимназисток украшали свои косы коричневыми, а в праздник – белыми бантами. Носили строгую форму: коричневые платья с длинными рукавами и чёрные фартуки (в праздничные дни – белые) одного фасона – ни одной лишней складочки нельзя было застрочить.
В гимназии было пять классных комнат и пять классных дам, которые следили за поведением учащихся на переменах и на прогулках, раз в неделю собирали дневники и выставляли оценки. Следили они и за внешним видом гимназисток.
Учащиеся платили за обучение 25 рублей в год. От платы освобождались только те, чьи родители предоставляли свидетельства о бедности
Поступить в гимназию девочкам из бедных семей было нелегко. Вот как об этом вспоминала бывшая гимназистка М.А. Кузнецова: «В 1912 году я держала вступительный экзамен в 1-й класс гимназии. Выдержала отлично. После экзаменов мне объявили, что я принята. В течение лета родители купили мне учебники, сшили немудрёную форму, сделали постельку, которая состояла из одеяльца, маленькой подушечки. Кровати и простынок не было. Все годы учёбы я спала на полу, а на одной из квартир спала под обеденным столом: другого места не нашлось.
В августе 1912 года, когда я приехала на учёбу, мне отказали в приёме, объявив, что нет мест. Занятия начались 15 августа, и я каждый день в форме ходила в здание школы и подолгу стояла в коридоре. Мимо проходили учителя, но меня никто не замечал. Стояла я до тех пор, пока меня не увидит Людмила Алексеевна Щеглова. Она подойдёт ко мне, погладит по голове и скажет: «Девочка, ещё ничего неизвестно». Я со слезами уходила на квартиру. И так ежедневно в течение двух недель. Домой в деревню не уезжала, думала: если уеду, то назад уже не вернусь. Много я пролила слёз. Мне очень-очень хотелось учиться. Прошло две недели, подошла ко мне Людмила Алексеевна с радостной вестью, сказала: «Девочка, ты принята».
Учащиеся 5-8-х классов платили за обучение 25 рублей в год, 1-4-х классов – 20 рублей. Оплачивали вперёд за каждое полугодие. Уроки французского языка дополнительно стоили пять рублей в год. От платы за обучение освобождалось не более 25% учащихся. Причём только те, чьи родители предоставляли достоверные свидетельства о бедности.
В гимназии учились дети из Камышловского, Шадринского, Ирбитского уездов. К 1907 году их число увеличилось до 441 ученицы. Большую помощь в оплате обучения оказывал попечительский совет. Кроме этого, он решал денежно-хозяйственные вопросы, курировал ремонт, а также постройку второго здания по проекту инженера Фальковского. Его эскиз составлен окружным архитектором Чаплицем, исправления внёс архитектор Шилко по поручению Министерства народного просвещения.
С 1912 года попечительницей гимназии стала жена действительного статского советника М.М. Поклевская-Козелл. В непременные члены попечительского совета входили председатель педагогического совета статский советник В.С. Максимов и начальница гимназии, вдова личного почётного гражданина Е.И. Навалихина. Выборными членами от Камышловского уездного земства были титулярные советники Я.Е. Крупин и Н.А. Сельский, а также потомственный почётный гражданин А.М. Скачков. В распоряжении попечительского совета имелся капитал Ю.В. Сысоевой (700 рублей), пожертвованный коллежским советником П.Д. Сысоевым. Стипендией Ю.В. Сысоевой поощрялись беднейшие ученицы гимназии. В 1912 году она составила 28 рублей в год для одной ученицы.
Все годы учёбы я спала на полу, а на одной из квартир спала под обеденным столом: другого места не нашлось
Подготовила Зинаида МИХАЙЛОВА, руководитель музея школы № 1
Фото из архива школы № 1.
На фото. 1896 год. Среди гимназисток во втором ряду в центре – начальница Камышловской женской прогимназии Е.И. Навалихина.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Здравствуйте! Интересный рассказ о школе №1.
Из 7-ой школы ходили на занятия по труду в замечательные мастерские школы №1, помню сделал сам табурет в столярной, петли дверные , ключ из металла. А вот классная комната в самой школе у меня вызвала неприятное впечатление своей мрачностью, и после окончания неполной средней школы №7 я попросил родителей решить вопрос по дальнейшей учёбе в школе №58, где всё было красиво и привлекательно.
Это она про здание начальной школы рассказала, а про большое здание будет продолжение? Я знаю, что к 100 летию победы над Наполеоном на берегу Пышмы гимназисты (не гимназистки, про которых эта статья), сделали сквер. Это между нынешней спортшколой и ул. Урицкого. Дорожки там были, клумбы, волейбольная площадка. Зря это место отдали нуворишам под застройку, симпатичное место было.