Чт, 28 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 28 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
В Хайратоне и Грозном
15 февраля 2019, 14:00

В Хайратоне и Грозном



Из военных частей Камышлова и Порошино часто отправляли офицеров служить «за речку». Нередко они возвращались с войны с наградами, но чаще – с ранами, контузиями и бесценным боевым опытом. Так сложилась офицерская судьба и у подполковника полиции в отставке В.А. Косырева.

Подполковник полиции в отставке Валерий Анатольевич Косырев

Это была обычная служба

После Ярославского высшего военного финансового училища старший лейтенант Косырев четыре года прослужил в Елани, когда в очередной раз в часть пришло распоряжение о замене офицера. Это был 1988 год. Так началась череда «горячих точек»: почти полгода в Афганистане, через 12 лет – две командировки в Чеченскую республику. Валерий Анатольевич начинает рассказ просто:

– Я совсем не герой, это была обычная служба. Командир вызвал тогда, поставил в известность о предстоящей поездке в Афганистан. У меня даже мысли не возникло, что можно отказаться. Родина приказала – значит надо. Направили в Хайратон, на окружную базу Туркестанского военного округа, которая полностью обеспечивала ограниченный контингент войск продовольствием, обмундированием, боеприпасами.

До этого две недели Валерий провёл в Ташкенте, где военные адаптировались к климату, изучали особенности республики: обычаи, государственный строй, менталитет. Потом самолётом до Кабула, оттуда до Кундуза бортом военно-транспортной авиации, и ночью вертолётом «МИ-8» в пункт назначения – Хайратон. Вот что рассказал В.А. Косырев:

– В Хайратоне мы формировали колонны и отправляли их по всей стране. Время от времени приходилось сопровождать груз на участке Хайратон – Пули-Хумри. Этот район был довольно спокойным, бои шли в основном местного значения, между моджахедами и армией ДРА. На нашем участке проживали афганцы и большей частью пуштуны. А это мирный народ, они совсем не воевали. Единственная проблема была в воздухе – вертолёты и самолёты могли сбить, поэтому все воздушные передвижения были ночами. К нашему присутствию афганцы относились спокойно, помощь им СССР оказывал очень большую. В Хайратоне был целый парк наших медицинских, пожарных машин, строительной техники.

Попал туда в период, когда начинался первый этап вывода войск. И я был свидетелем вывода самых первых частей – с юга страны возвращались наши ребята и техника. Уставшие, своё отвоевавшие. Вот они уж точно были героями. Это был совсем другой вывод – спокойный и тихий, без пафоса.

Несмотря ни на что, помочь афганскому народу было правильным решением. Оно неправильным быть и не могло. Афганистан наш сосед, и, повернись история по-другому, кто знает, что было бы у нас в Союзе: в Пакистане готовили спецназовцев «Чёрного аиста», была налажена наркоторговля. Конечно, эти каналы прошли и через нашу страну, но не в таком объёме, в котором могли бы. По сегодняшним событиям мы знаем, на что способны боевики, а граница была рядом. Конечно, количество погибших – это большое горе. Но по-другому на войне не бывает. И пример тому – Чечня. Неизвестно, что было бы сейчас, если бы президент не принял тогда решение начать боевые действия…

Порядок на улицах Грозного

Безусловно, эти несколько афганских месяцев в начале службы не могли не повлиять и на характер, и на отношение к делу. Опыт, приобретённый на войне, конечно, в чём-то помог, когда в 2000 году Валерий Анатольевич Косырев в составе временного отряда внутренних дел от Камышловского ОВД был командирован во временный отдел внутренних дел Старопромысловского района города Грозного.

– В это время как раз основные боевые действия закончились, город освободили, и мы охраняли общественный порядок в практически полностью разрушенном городе, куда начали возвращаться местные жители, – продолжает мой собеседник.

Через три года – вторая командировка – в спецподразделение МВД Чеченской республики, где Валерий Анатольевич служил начальником штаба батальона.

Читайте также:  Афганцам – слава!

– Личный состав – 18-19-летние ребята, потому что более опытных просто не было. 51 человек, и никто не понимал вначале, зачем от них требуют знать устав и другие документы. Это были дети, выросшие во время войны. И для них самым главным был автомат в руках. И второе – возможность защищать свою семью. Моей прямой обязанностью было научить их правильно действовать в разных ситуациях, а самое главное – пониманию их долга и обязанностей.

Изо дня в день читал им устав, вместе с ними патрулировал улицы. И это дало плоды – месяца через два один из сотрудников, 19-летний парнишка, задержал эмира Ленинского района при установке 10-килограммового фугаса. И парень не только не испугался, он не сломался, хотя перед ним был свой, такой же чеченец, при этом тот пообещал ему большие деньги. В целях безопасности его с семьёй отправили в другую республику.

Потом всех объединили и создали полк МВД. Дни и ночи мы были на маршрутах на улицах Грозного, участвовали в спецоперациях по зачисткам боевиков. После убийства президента республики Ахмата Кадырова был создан спецполк, где была очень жёсткая дисциплина, за любой проступок, даже за курение увольняли и лишали оружия. А для чеченца это самое страшное. Многие погибали, но такое было время. И много работы мы тогда сделали. Когда вернулся, назначили начальником межрайонного отдела управления ГУВД Свердловской области по борьбе с организованной преступностью. Занимались почти тем же: коррупция, наркотики, оружие.

В отставку В.А. Косырев вышел в 2012 году. Много всего вспомнил он о боевом прошлом, всего здесь и не расскажешь. На мой вопрос о значении собеседник ответил опять очень просто:

– Если ты государев слуга, нужен Отчизне, значит, у тебя своя стезя, и ты должен её пройти честно. 

Галина ШИПИЦЫНА

Комментарий

Владимир Александрович Попов, военный комиссар Камышлова и Камышловского района в 1978-1992 гг.:

– Официально и вслух об этой войне разговоров не было, говорили просто: «служат в жарких странах». Ребята уезжали и даже не знали, куда едут, что их ждёт. Военкомату дали задание: подготовить и отправить, а настроение солдат не спрашивали: это долг каждого. Война всегда разжигается из-за преследования каких-то целей, это продолжение политики государства, но другими методами и средствами. Сама идея помощи Демократической Республике Афганистан положительная, ведь и Россия всем помогает, и Советский Союз в своё время помогал многим режимам – и морально, и материально. Когда началась война во Вьетнаме, мы как один встали, чтобы защитить народное правительство. Так было и здесь.

Конечно, эта помощь для наших людей обернулась другой стороной: столько людей погибло. Один прапорщик из Елани мне рассказывал, что помогали афганцам как могли, но сами жители не всегда помощь воспринимали как надо: на строительстве карьера, например, нашим помогал один афганец. Они его кормили, заботились. А он однажды пришёл, достал автомат и уложил всех очередью. Из Камышлова никто не погиб, были раненые и контуженные. Вот из Елани отправляли офицеров – многие не вернулись. Это же война.

Помогать народному правительству – наш долг, такова была коммунистическая мораль. Мы её поддерживаем до сих пор. Ведь Россия, как и Советский Союз, всегда приходит на помощь бедным странам, которые не имеют возможности защитить себя.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.