Многим известна фраза, что настоящий мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. А выпускники Камышловского училища-интерната для инвалидов, получившие специальность «Обойщик мебели», могут ещё самостоятельно изготовить многое для того, чтобы сделать дом комфортным и уютным. Например, смастерить люльку для младенца, починить мягкую мебель. Конечно, изучить, на первый взгляд, нехитрое дело можно не выходя из дома, наблюдая за работой отца или дяди. Однако в работе с деревом есть свои секреты. Мастера производственного обучения ПУ-интерната знакомят будущих обойщиков мебели с профессиональными тайнами.
От узлов и стежков
Если спросить, кто такой обойщик, то многие скажут, что это человек, работающий с готовым каркасом мягкой мебели.
– Мы ещё крепим пружины в мягкой мебели, натягиваем и прибиваем ткань, настилаем материал под пружины, зашиваем наволочки подушек и валиков, – перечисляет Игорь Белоногов. Окончив училище в прошлом году, в этом он приехал на повышение квалификации. – Занимаемся реставрацией мебели, мастерим новую.
Но все эти умения появятся у ребят к середине обучения, а пока первокурсники на занятии берут в руку… иголку.
– Начинают с узлов, со стежков, пришивных петель, учатся прошивать сидения, – рассказывает мастер производственного обучения Р.Г. Котелевцева. – Ребята применяют различные иглы, например, прямыми обойными делают простёжки и прошивки, а кривыми обойными обшивают края мягких элементов и формируют борта. Только стежков учащимся надо освоить до десятка. Работа кропотливая, требует большой усидчивости и сосредоточенности. Все операции отрабатываются на детской мебели. Как только азы освоены, ребята переходят в производственный класс к мастеру А.А. Котелевцеву, начинают работать с деревом, изучают угловые соединения. Как правило, это случается через полгода занятий, но первокурсник Андрей Ячменёв уже сейчас проявляет прекрасные способности, поэтому в конце сентября он будет учиться вместе со второкурсниками.
Без перекосов и прогибов
На занятие к обойщикам мебели я попала в то время, когда к ним поступил на реставрацию диван. Поставить диагноз этому представителю мебельного братства собрались второкурсники вместе с мастером А.А. Котелевцевым.
– Старая мебель, но крепкий каркас. Диван был уже перетянут, износ – 100 процентов. Поролон частично в пролежнях, – почти в голос дают оценку состоянию дивана второкурсники.
А Алексей Копков предлагает заменить обивочную ткань, восстановить поролон.
Здесь принято фотографировать весь процесс «лечения» пострадавшей от времени мебели исходя из того, что это и отчёт о проделанной работе, и дидактический материал для теоретических занятий.
– Вся группа берётся за дело. На освобождение от старой обивки уходит несколько занятий, – рассказывает Артём Александрович. – В дело идут киянка с долотом, бокорезы, скобковытаскиватель, отвёртка, степлер.
Второкурсник Матвей Брылин делится:
– Мне учиться здесь нравится. Что мы узнаём в училище новое, сразу пробуем на практике. Этим летом я свой диван отремонтировал. Разобрал, а там пружины лопнули. Если покупать новые, то это финансово затратно, поэтому я рейки мебельные использовал. Надо так работать с мебелью, чтобы не было перекосов и прогибов.
По словам А.А. Котелевцева, ребята при выпуске из училища, имея третий разряд, должны уметь выполнять более 50-и операций. Ремонт мебели, убеждён Артём Александрович, перспективное направление. Люди всё реже избавляются от старых диванов и кресел, предпочитая их «омолаживать». Вся мебель в училище починена руками обойщиков.
Второе рождение
С удивлением узнаю, что в ПУ-интернате реставрируют и старинную мебель. И это ещё одна сфера деятельности будущих обойщиков. Мастер Р.Г. Котелевцева показывает мне альбом, где размещены фотографии мебели до и после реставрации, некоторые предметы старины необычны. Раиса Григорьевна отмечает, что в последние годы жители города и района привозят в училище на реставрацию комоды, столы XIX-XX веков, венские стулья. При упоминании о последних сразу возникают ассоциации с сюжетом гениального произведения Ильфа и Петрова. Правда, в обшивке местных стульев бриллиантов не было. Но открытия всё-таки случаются.
– Принесли нам несколько старинных стульев, – делится Раиса Григорьевна. – С одного сняли краску, а на спинке и сиденье рисунок оказался. У ребят и меня – азарт: а что на других стульях? Когда из-под слоя краски проглядывает настоящее дерево, ты чувствуешь, что возвращаешь мебели первоначальную красоту.
Вспоминает Р.Г. Котелевцева и профессионально трудные случаи. От ремонта вычурной мебели из Китая отказались в Камышлове все, кто занимается реставрацией, лишь в ПУ-интернате рискнули. Времени было потрачено много, но бесценный опыт получили и выпускники училища, и мастера.
– Мебель каждый раз разная, и работать с ней очень интересно. Приятно наблюдать, как радуются наши ребята-обойщики, когда сделают хорошо, глаза горят, – подытоживает мастер.
Сейчас у второкурсников и выпускников наступает ответственная пора – подготовка к защите квалификационной работы. Уровень возможностей у ребят разный, как и состояние здоровья. Но наверняка кто-нибудь решится на изготовление английского варианта мебели или эпохального, в стиле Ивана Грозного.
Ирина ВЕРЗИЛИНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. В производственном классе идёт реставрация мебели. Крайний справа – мастер Артём Котелевцев.
Кстати
За 73 года (учебное учреждение основано в 1945 году) училище подготовило свыше 2600 квалифицированных рабочих для различных отраслей экономики Свердловской области, 60% из них имеют две-три профессии. В учреждении есть библиотека (с общим фондом 9000 экземпляров учебной, методической и художественной литературы), фотолаборатория, семь учебно-производственных мастерских с современным технологическим оборудованием, два компьютерных класса, благоустроенное общежитие на 150 мест, тренажёрный и спортивный залы. Продолжается приём на следующие специальности: портной верхней/лёгкой одежды, обувщик, оператор ЭВМ, вязальщик трикотажных полотен, обойщик мебели, закройщик, фотограф.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Здравствуйте!
Интересный рассказ!
Помню, в неполной средней школе №7 в начальных классах шить и пришивать пуговицы учили на уроках труда, в 7-8 классах ходили в мастерские школы №1, где учились столярному и слесарному делу, было интересно сделать своими руками табуретку, ключ, дверную петлю.
Что-то сильно узкоспециализированная это профессия, обойщик. В подвалах и гаражах, где сейчас «современную» мебель ваяют, все универсалы. Слесари, сварщики, столяры и обойщики в одном лице. Вот, правда, сами чехлы шьют на машинках женщины-швеи, но они же не обойщики. Раньше правильно делали, что в школе учили азам работы с деревом и металлом, а дальше, если есть желание, можно всему научиться. Этим свежеиспечённым обойщикам тоже придётся всему научиться, одного, «чистого» обойщика никто держать не будет.