Галина ШИПИЦЫНА
Наверное, нигде так не заметна разница в собачьих характерах, как на выставке. Спокойные и нервные, весёлые и серьёзные, чёрные, белые, рыжие – все разные, собрались они в августе на выставку, которая традиционно уже в течение нескольких лет проходит на стенде у озера Серебряного.
Пять гончих, пять лаек и два спаниеля приняли участие в выставке этого года. На самом деле собак и их хозяев было больше, но зрителями, так как на выставках есть обязательное условие: наличие паспорта, родословной, без которых любая, даже самая красивая, умная и воспитанная собака считается беспородной, увы.
Если точно, то на самом деле в Камышлове проходят не выставки, а выводки охотничьих собак. О том, чем они отличаются, рассказал эксперт всероссийской категории по охотничьему собаководству В.А. Поддубный.
Виктор Александрович занимается собаководством больше 35 лет, более 30 имеет звание эксперта, и уже больше 25 лет приезжает в Камышлов для проведения выводок и полевых испытаний. Поэтому Камышлов – город ему хорошо знакомый.
– Лет 20, даже 15 тому назад в Камышлове было достаточное количество собак, на выставках и выводках собиралось по 30 и более, – рассказывает он. – К сожалению, в последние годы поголовье заметно уменьшилось. Причин этому много. Если коротко, основная в том, что изменилось законодательство, правила охоты, которые не стимулируют развитие охотничьего собаководства, а скорее, наоборот, вводят массу ограничений. Поэтому у людей стимулов держать охотничью собаку всё меньше и меньше.
Собак держат многие. Это член семьи, друг, который не предаст и будет любить вас всей своей собачьей душой без каких-то условий. А для охотника, как объяснил В.А. Поддубный, это первый помощник.
Сказать про охоту с собаками, что она более гуманная, пожалуй, нельзя, но более щадящая – точно, поскольку собака может добыть подстреленную дичь из таких мест (болот, зарослей), куда человеку не забраться. Поэтому снижается количество подранков, увеличивается результативность.
– С собакой охота более правильная – продолжает Виктор Александрович. – К тому же существуют старинные охотничьи традиции, которым на Руси несколько сотен лет. Особенно расцвет охоты с собаками пришёлся на конец 19-го и весь 20 век. А в 21 веке она пошла на убыль.
Тем не менее любители охоты с собаками ещё остались. В 2019 году было выставлено 17 собак, в прошлом году из-за пандемии выставку не проводили, а в этом году только 12 (говорят, в 2000-м было около 50!).
– Зачем охотничьей собаке непременно нужен паспорт?
– Беспородная собака после себя не должна оставлять потомство. Для охоты она, может быть, и пригодна, но щенки её будут незаконнорожденными. Основной смысл в том, что генетически все породные качества закрепляются из поколения в поколение. Например, лайка должна облаивать зверя или птицу на дереве; легавая и спаниель – работать под ружьём, в непосредственной близости от охотника, на расстоянии выстрела. А если собака без документов, неизвестно, что в её предках намешано. Каждая конкретная собака без документов может быть хорошим охотником, но что она передаст своим потомкам, невозможно предвидеть. Вероятность того, что собака с документами, в которых записаны как минимум четыре поколения предков с известными качествами, оставит после себя потомство с теми же качествами, значительно выше. В этом смысл охотничьего собаководства.
– Почему проходит выводка, а не выставка?
– Выставка – комплексное мероприятие, как правило, с большим поголовьем, оценивается не только экстерьер, но и учитываются полученные ранее дипломы за охотничьи качества, которые определяются на полевых испытаниях. Учитываются предки и потомки первого поколения, определяется племенная классность. Выдаются медали соответствующего достоинства. На выводке я оцениваю только экстерьер – соответствие стандарту породы (форма головы, ушей, спины, конечностей, хвоста). Экстерьер, в свою очередь, является залогом того, что собака несёт в себе то, что генетически в ней заложено.
Каждая охотничья собака обладает рядом свойств (должна, по крайней мере), которые заложены в ней породой. Например, гончая должна идти по следу зайца или лисы, после того как зверя подняли с лёжки, и преследовать его с голосом. И лаять (правильно говорить: отдавать голос) она должна до тех пор, пока зверя не добудут. Должна уметь распутывать все заячьи хитрости. Оказывается, тому, чтобы легавая от запаха дичи вставала в стойку с поднятой лапой, научить нельзя – это у неё в крови, заложено генетически несколько сотен лет назад англичанами. Однако Виктор Александрович добавляет, что родословная охотничьей собаки – это только 50% успеха:
– Способности собаки можно увеличить до 100% либо помножить на ноль. Очень много зависит от человека. Человек неопытный, неумеющий, непонимающий может испортить собаку, и она не будет правильно исполнять свою работу. А опытный охотник доведёт свою собаку до мастерства.
– У каждой охотничьей собаки своё предназначение, – продолжает мысль председатель Камышловского общества охотников и рыболовов В.П. Бандура, – одни охотятся на пернатых, другие – на копытных, третьи – на зайцев. Но если собака плохо обучена, тогда толку на охоте от неё не будет, какой бы породистой она ни была. Поэтому работать с собаками надо постоянно. Мы в обществе обязаны поддерживать таких охотников и стараемся делать это.
© Редакция газеты «Камышловские известия»