Как будто о Бутырках пел гармонист Геннадий Заволокин в песне: «Я — деревня, я — село. Наши крыши повело. Эх, деревня-матушка! Где мужик твой, батюшка?» Тяжело наблюдать, как разрушается село, в котором прожил много лет… Тяжело видеть развалины фермы, на которой долгое время трудился…
Богатая история
Корни деревни Бутырки уходят в далекие годы правления Екатерины II. Если верить словам краеведа П.П. Кошкина, то и название деревни сохранилось с тех пор. При царствовании Екатерины служил Бутырский полк, который якобы был недоволен ее правлением и устроил бунт. За это она их отправила на каторгу в Сибирь. Путь ссыльных лежал через Камышлов. Некоторым удалось сбежать. Прятались они на землях, где сейчас располагается деревня. Там и обосновались. Строили обжигальные печи, в них делали кирпич и возводили дома. Несколько таких домов до сих пор стоит в деревне. Потом стали приезжать в Бутырки новые люди. Основанием этой байки послужил ключ Екатерининской эпохи, который нашли, ломая одну из обжигальных печей.
Помним тех, кто поднимал деревню
С основания деревни трудились люди на плодородных бутырских землях, сначала единолично, вручную, поливая землю своим потом. В период коллективизации сюда отправляли раскулаченных. Среди них были семьи Брагиных, Треногиных, Баёвых, Копыловых и другие. Это были замечательные труженики. С некоторыми из них я работала в середине 60-х годов, когда меня, секретаря комсомольской организации Камышловского совхоза, после его разделения в 1964 году, направили на самую отстающую ферму совхоза «Галкинский» бригадиром.
Тогда доили коров с помощью доильных агрегатов «Ёлочка». Скот содержался беспривязно, был грязным, все буренки ели из одной кормушки, из-за этого некоторые оставались голодными. В доильный зал их приходилось загонять плетьми. Было очевидно, что высоких надоев при такой организации не видать. Пришлось перестраивать все заново: скот поставили на привязь, каждой корове сделали отдельную кормушку и поилку. За один год надои выросли с 1900 до 2800 литров молока. Нашу ферму заметили, в феврале 1968 года газета писала: «Дружный, сплоченный коллектив доярок работает на Бутырской ферме, доярки первого корпуса соревнуются со вторым. Итоги соревнований регулярно вывешиваются в красном уголке».
До сих пор помню свой коллектив, который работал добросовестно, с упорством — Антонину Якимову, Марию Алексееву, Валентину Зырянову, Екатерину Алексееву, сестер Таисью и Настасью Падериных, Анну Копылову, Михаила Мокина, Николая Михеева, Раю Шартинову, Клавдию Андриянкову, Джемму Дерягину. Помогали нам пенсионеры, бывшие раскулаченные — Александр Чеканов, Никита Зырянов, Алексей Треногин, А.М. Баев, Василий Зверев. Не забыть рабочую по молочному блоку Раису Евсину, доярку родильного отделения Татьяну Треногину, Кристину Насонову, Анастасию Несытых, Галину Самкову, Люду Несытых, Раису Трифанову. С момента моей работы осталось в живых нас трое: я, доярка Надежда Балуева (впоследствии она возглавила коллектив фермы) и ветработник Александра Несытых.
Труд животноводов был не из легких. Дойка начиналась в пять утра — доили три раза, каждый четверг проводились санитарные дни — коров мыли, подстригали им хвосты, белили стойла. Не раз доярки Бутырской фермы занимали первые места в районных соревнованиях операторов машинного доения. У меня остались самые добрые воспоминания о работе на ферме.
…Нынче в конце июля прошел праздник деревни Бутырки. На нем отметили многих работников сельского хозяйства. Немало добрых слов было сказано о механизаторах и полеводах. А о животноводах — ни слова. К моему огорчению, их фамилий не оказалось и на стенде тружеников.
Не забыть былые годы
На празднике выступил бывший директор совхоза «Галкинский» В.Д. Таусенев, который сказал, что за время его 15-летней работы было построено 57 объектов, в том числе и в Бутырках. Во времена совхозной жизни в селе были и начальная школа, и клуб, и ясли, и библиотека, на ферме еще в мою бытность построили сауну, так как в селе не было общественной бани. Была комната быта, возглавляла её бывший работник фермы Елена Голендухина. Да и деревня постоянно пополнялась новыми жителями. Помню почтальона Зою Вотякову, которая много лет носила увесистую сумку с корреспонденцией из Галкино в Бутырки. Много в те времена выписывали газет и журналов… Конечно, были тогда свои проблемы и трудности, но руководители и рабочие стойко их преодолевали.
Как быстро всё разрушилось…
Удивило меня, что для проведения главного праздника деревни не нашлось в Бутырках свободного помещения. А ведь съехались в тот день в село люди из разных сел и городов. Неужели руководителям поселения нельзя было отстоять помещение школы для проведения общественных мероприятий и оставить ставку хотя бы одного культработника? А ведь перед выборами снова будут ездить на встречи с избирателями и давать невыполнимые обещания… Народ уже прозревает, понимает, кому можно доверять, а кому нет. Верю, что в Бутырках появится новый лидер, благодаря которому возродится деревня… И плодородные земли перестанут зарастать сорняками, и как прежде будут снабжать область семенным зерном высокой репродукции.
Валентина МОШКИНА, ветеран труда.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Вы правы на » празднике» даже не вспомнили тех кто своим потом заработал былое величие Бутырок, а так » праздником» назвать сборище трудно в начале более менее походило на праздник, а закончилось очередной попойкой.
Праздник праздником, а довольствоваться надо тем, что есть.
Гостевые дома имеются только у богатых людей, что касается сёл, ныне поселений, то у их глав денег нет даже на самое жизненно необходимое, и содержать пустующее здание школы им не по бюджету, да и с хозяйской точки зрения убыточно.
Валентина,
Спасибо, что вспомнили всех. Я был скотником на этой ферме только год, но видел тяжелый труд животноводов. Все они были уважаемыми людьми в деревне. Желаю чтобы Ваша вера в возрождение деревни претворилась. Как известно, прошлого не вернешь. Будем надеяться, что Бутырки возродятся в новом качестве и прошлое не будет забыто.