Сотрудники городской библиотеки к Дню города выпустили в свет книгу В.Г. Кузьмина «Город души моей». Это записки о прошлом, настоящем и будущем родного Камышлова.
Виктора Георгиевича жители города и района знают как художника, преподавателя, неравнодушного человека. В книге собраны материалы, печатавшиеся в газете «Камышловские известия». Большинство из них посвящены городу, сохранению его исторического облика, судьбе его уникальных домов, особенностям деревянного зодчества.
Заслуживает внимания поднятая им тема о художниках города. Виктор Георгиевич неоднократно писал о необходимости создания картинной галереи. И можно сказать, что в этом вопросе забрезжил свет в конце туннеля. Например, в музее можно ознакомиться с творчеством местных художников, хотя, конечно, это еще не та галерея, которая нужна городу.
Не раз поднимал В.Г. Кузьмин вопрос о создании художественного совета, который мог бы осуществлять контроль за сохранением ценностей прошлого. Помнится разговор за «круглым столом» в редакции на эту тему и фраза В.Г. Кузьмина: «Я не живу, я дышу историей города». А вот фразы из его статей: «Сделать Торговую улицу заповедной – это уже что-то! Давно пора!» или «Дело чести отдела архитектуры поставить себя таким образом, чтобы владельцы магазинов обустраивались не «как можем», а как должно и нужно городу».
Виктор Георгиевич – выпускник худграфа Нижнетагильского педагогического института. Кузьмин из плеяды шестидесятников, если можно так сказать, младшего поколения шестидесятников. Юность их совпала с хрущевской оттепелью, детские годы – с войной. Отличительная черта этих людей – неравнодушие, непроходящее чувство молодости, увлеченность и оптимизм. Они даже в солидном возрасте выглядят юно. Им не дано постареть, думать об отдыхе, махнуть рукой на все и вся, замкнуться в себе.
Наоборот, их волнует все, что окружает. Виктор Георгиевич известен камышловцам как превосходный художник. Он имеет свой почерк, свою манеру письма. Кистью и красками воспевает он уральскую природу. Его натюрморты, пейзажи всегда пользуются вниманием зрителей, потому что картины его близки и понятны людям. Настроение художника совпадает с настроением зрителей.
А разве можно умолчать о лирических зарисовках В.Г. Кузьмина? Тонко и образно представляет он нам картины своего детства. Мы видим базар с богатыми, пестрыми прилавками, слышим говор, шум, музыку, видим отдельные неповторимые типажи – представителей того времени. А с какой силой, по-настоящему талантливо описано время войны в зарисовке «Нас сделала война». Так и видишь эти испуганные детские глаза, отражающиеся в окне, закрытом ставнями. «Неведомая, непонятная и пугающая война виделась мне темными провалами вечно закрытых ставнями окон. И когда любопытства ради я осмеливался слезть с печки и приблизиться к окнам, из них, этих черных провалов, на меня глядели огромные, испуганные глаза. Я узнавал в них себя, и оттого становилось почему-то страшно. В мгновение я оказывался на печи – единственном теплом месте в доме.
С наступлением весенних теплых дней, когда отворяли ставни, война уходила за громаду соседнего двухэтажного дома и являла собой всполохи утренней, холодной, ничего хорошего не предвещающей зари. Длилось так бесконечно долго…».
Какая чуткая душа! И я смело могу утверждать: Виктор Георгиевич не только художник, он тонкий лирик, перо ему так же подвластно, как и кисть. Его лирическую зарисовку «Очарование летних вечеров» я бы поставила в ряд с бунинскими шедеврами и тургеневскими стихами в прозе. Прочитайте это душевное откровение, насладитесь хорошим русским языком.
Елена ФЛЯГИНА.
Фото Владимир А. Довгань.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Елена Ивановна. Должен повториться. И Гурин и вы Вдвойне правы.
Всё верно. Присоединяюсь к словам автора статьи и горжусь знакомством с Виктором Григорьевичем.