Вт, 20 Апр. 2021 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
19 июля 2014, 12:00

Песня домры



domraМузыканты и инструменты

С песнею ветра задумал пастух сделать первую домру. Долго трудился мастер. И вот домра запела. Домра запела, запел и певец. Реки и горы запели. Птицы и звери запели. Небо запело…
Из легенды

Воспоминание раннего детства: старшая сестра занимается музыкой. Низко наклоняется над инструментом, и раздаются необычные звуки, будто звонкая трель. Ещё, помню, очень хотелось поиграть маленькими интересными штучками, которые назывались необычным словом – медиаторы. Они были разные – серые, малиновые, зелёные. Одни походили на большую каплю, другие – круглые. Так началось моё знакомство с домрой.
Она такая маленькая, а голос сильный, заливистый. Звучит интереснее в ансамбле, но и сольно в руках мастера тоже исключительным образом. Хотя некоторые скептики говорят: да что там не сыграть, одна только мелодия на трёх (или четырёх) струнах. А вот попробуйте.
Как-то трудно представить, что сто лет назад никто понятия не имел, как выглядит домра – в России не существовало ни одного инструмента, даже рисунки не сохранились. Дело в том, что этот, один из самых древних, инструмент в VII веке… казнили как преступника. Виноваты были опять же скоморохи. Полюбилась им скромница домра. Но за критику властей изгоняли их с позором отовсюду, а с ними и ни в чём не повинный инструмент. Хотя пятьсот лет назад звучала она повсюду: на площадях и дорогах, в крестьянских избах да в княжеских и царских палатах.
И только через много-много лет в Вятской губернии случайно обнаружили старинный неизвестный струнный инструмент с овальным корпусом (каким чудом и где уж он сохранился, доподлинно не известно). Он попал к известному мастеру и музыканту В.В. Андрееву, ну а далее – второе рождение маленькой домры.
Музыкантов-домристов (или, как называли в старину, домерников и домрачеев) не только в городе, во всём районе единицы, потому каждый – на вес золота. Я расскажу об Е.В. Булдаковой, которая учит ребят Скатинской ДШИ.
В классе у неё 13 человек, и это очень неплохо, учитывая резкое падение интереса к народным инструментам. А у Елены Викторовны не просто ученики, а лауреаты и победители самых разных конкурсов, участники фестивалей. Несколько выпускниц учатся в музучилище, одна – в консерватории.
Когда-то приехала сюда Елена Викторовна после окончания Асбестовского училища (сама родом из Полевского) и осталась. Её слова о любимом инструменте – это рассказ профессионала. Оказывается, это настолько богатый в звучании и исполнении инструмент, что возможности его практически безграничны. И диапазон немаленький – три октавы.
С нескрываемой гордостью за свою любимицу она показывает, как всего на одном звуке можно «вырасти» (голос домры, и правда, «растёт», ему становится тесно в четырёх стенах) и «уйти» (тут же затухает, будто бы засыпая). Вы знали, что на домре можно сыграть всё, даже джаз? До этого знакомства я и не подозревала. Очень интересную мысль высказала Елена Викторовна:
– Домра настолько богата и разнообразна, что может всё, сочетается с любыми инструментами – насколько хватит у музыкантов фантазии и мастерства. Например, фортепиано уже освоено до совершенства – и развитие, можно сказать, приостановилось. А у домры огромный нераскрытый потенциал. И она завоёвывает всё новые жанры – и эстраду, и джаз, и что угодно.
Внешне Елена Викторовна человек сдержанный, скромный. Но стоило ей взять в руки домру – и преобразилась. Вот она низко наклоняется, словно обнимает инструмент, и раздаётся чистая, светлая мелодия. Будто они разговаривают друг с другом – музыкант и инструмент.
– При игре на любом инструменте главное – эмоциональность, – убеждена она. – Иначе для чего мы играем? Чтобы слушатель получил удовольствие, надо отдать частичку своей души. И потом она к нам возвращается.
И в самом деле, понаблюдайте как-нибудь за домристами. Они играют всем своим существом: корпус, руки, голова, лицо – всё в движении, всё в музыке. И когда они сливаются в единое целое, музыкант и инструмент, тогда рождается это чудо – песня домры.

Читайте также:  Волшебная флейта

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.

Пять фактов о домре
• У домры много родственниц: у калмыков – домр, у татар – дунбура, киргизов – думра, грузин – чунгури, казахов – домбра, таджиков – рубаб, турок – баглама. И у всех один предок – восточный танбур.
• По другой версии, домра происходит от европейской лютни, и её родственницы – польско-украинские кобза и бандура.
• По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, однажды несколько телег, гружённых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли.
• В старинные времена домру делали из разрезанной пополам тыквы, поэтому корпус её круглый. Играли на них косточками и пёрышками
• Домра – прообраз балалайки.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Николай:

    Звучит интереснее в ансамбле,

    Именно это хотел сказать,увидев статью,без сопровождения скудненько звучит,неинтересно,проигрывает даже балалайке.

    одна только мелодия на трёх (или четырёх) струнах.

    Вот,сами же знают недостатки,а всё равно хвалят.(каждый кулик своё болото хвалит).Всё-таки гитара звучит гораздо богаче и красивее,на ней можно и мелодию играть и сопровождение одновременно,не зря она завоевала первенство среди струнных.Видимо эта дама не умеет на гитаре,вот и хвалит.

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2021 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: