Сб, 27 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 27 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
27 июля 2015, 10:00

Радиометрист – тот же лоцман



AGZ_vmfГалина ШИПИЦЫНА

Весёлые КВНщики тоже служат и в армии, и на флоте, где совсем не до шуток.

– Там нет романтики, там служба, – начинает рассказ матрос Тихоокеанского флота Денис Бушин («бывший матрос» – сказать язык не поворачивается, хотя и прошло с тех пор почти 20 лет).

Служил Денис на Дальнем Востоке в середине 90-х. Посёлок Заветы Ильича, недалеко от того самого, известного по песням, Ванинского порта. Сначала учебка в Хабаровске. Потом – служба в дивизионе надводных кораблей на малом ракетном катере проекта «Молния». После учебки был старшим оператором ЗАС (засекреченная связь), на корабле получил специальность радиометрист-наблюдатель.

– Представьте себе, – объясняет Денис, – в верхней надстройке рядом с креслом командира корабля (это примерно, на наш сухопутный взгляд, высота третьего этажа) расположена радиолокационная станция «Кивач», задача радиометриста – проложить кораблю путь через бухту и дальше, потому что глубина везде разная (дело было в Татарском проливе, соединяющем Охотское и Японское моря, между материком и Сахалином). Похоже на старинную профессию лоцмана.

В море выходили довольно часто. Неделя боевого дежурства по охране воздушных рубежей – неделя караульной службы на суше. Первый поход был самый длительный. Начался сильный шторм, до шести баллов. Даже бывалые офицеры удивлялись, хотя и посмеивались над тем, как страдают «зелёные» от неопытности и качки матросы (качало, рассказывает собеседник, во всех плоскостях одновременно). А когда волны захлёстывают корабль до верхушки мачты и ты в это время почти на самом верху на рабочем посту, а качает там больше всего, можно вообразить переживаемые ощущения. Одна надежда на спасательный жилет.

Но тренировки шли постоянно. Строение корабля надо было выучить назубок до последнего винтика, знать своё место и задачу на случай пожара, боевой тревоги и других нештатных ситуаций – «За живучесть корабля». В море от каждого члена экипажа зависит всё, поэтому умения отрабатывались до автоматизма.

Читайте также:  В глубине Баренцева моря

– За что благодарен службе – научили там готовить, – рассказывает Денис. – Пришлось временно заменять кока. А я в лучшем случае мог яичницу пожарить. Но самые лучшие учителя – офицеры, научили всему. Приходит к тебе на камбуз дежурный офицер и показывает, что и как. Оказывается, из сечки (ячневой) можно приготовить до десятка блюд: каша – солёная, сладкая, жареная, печёная, даже пирожные.

Было и посвящение в моряки. Традиционный выход в море, новичков выстраивают в ряд на баке, выкручивают плафон с осветительного прибора (ровно литр, капелька в капельку) и зачерпывают забортную воду, которую нужно выпить до дна. А потом проверка: плафон переворачивается, и, если на подстеленный лист бумаги упадёт хотя бы капелька, – ещё раз. Зато после этого ты уж точно настоящий моряк.

Многое вспоминается, рассказывает Денис. И как повезло с командирами – грамотными, опытными, понимающими. И демонтажные работы на огромном авианосце «Киев». И чудо природы – гон горбуши, когда косяк размером с три футбольных поля идёт на нерест так плотно, что не видно воды за рыбами. И совершенно зря пугают молодёжь дедовщиной: корабль – единое существо, откуда не уйти, не убежать, а при скорости корабля в 38 узлов (это 70 с небольшим км/ч) запросто может смыть волной при сильной качке, здесь не до неуставных отношений.

Жалел только, считает он, что не сразу отправили на корабль, много времени провёл в учебке. Это очень интересная служба. И нужная.

Фото Андрея Зайкова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.