Пт, 26 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 26 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
22 марта 2015, 16:00

Пишем письма маме…



ddНаше интервью

В средствах массовой информации в освещении проблем социального сиротства акцентируется внимание на устройстве воспитанников детдома в семью и сопровождении выпускников после выхода их из стен учреждения. О том, как реализуется государственный заказ на нашей территории, – в беседе с директором Камышловского детского дома Н.А. ПРОХОРОВОЙ.

 

К новой семье

 

– Наталья Александровна, в России преобладает социальное сиротство. В чём это выражается?

– Родители у детей есть, но либо лишены родительских прав, либо ограничены в них. Нередко органы опеки передают детей в детский дом из-за состояния здоровья родителей. Сейчас статистика по России такова: уменьшается количество лишений и увеличивается количество ограничений в родительских правах. Государство даёт родителям шанс исправиться и вернуть ребёнка в биологическую семью.

– Часто ли родители используют этот шанс?

– На практике – очень редко. За последние годы в нашем доме было пять воссоединений ребёнка с биологическими родителями. Причины скорее субъективного характера: одни не хотят прилагать усилия для воспитания ребёнка-инвалида, другие не могут сами социализироваться и создать необходимые условия для возврата ребёнка в семью.

Но мы продолжаем поддерживать связь детей с родителями. Пишем письма маме, находящейся в местах не столь отдалённых, никогда не отказываем во встречах. А вдруг…

– А когда чуда не случается?

– Новая семья. Иногда гостевая, когда ребёнок находится там в выходные, праздничные дни и каникулы с разрешения органов опеки. Остальное время он живёт в детском доме. Самая «сложная» форма (и наиболее предпочтительная для ребёнка) – усыновление. Его принимают в семью как своего собственного. «Промежуточные» формы жизнеустройства – опека (попечительство), приёмная семья.

– На днях в газете прочитала, что в Новосибирской области в детский дом был возвращён подросток. Он жил в приемной семье с двухлетнего возраста, а к 15-и годам уже имел 10 эпизодов уголовных дел!

– К сожалению, такие случаи бывают. Ещё лет пять назад был настоящий бум возврата детей, сейчас – единичные случаи. Основные причины положительной тенденции, по моему мнению, в большей информированности и дифференцированности подхода к кандидатам в родители. Очень хорошая форма – «школа приемных родителей».

– Есть такая школа у нас? В чём суть её работы?

– «Школа семейных надежд» открыта на базе нашего детдома. На занятиях специалисты готовят потенциальных родителей к тому, чтобы взять ребёнка в семью: слушают лекции, обсуждают волнующие вопросы, разыгрывают ситуации, смотрят видеосюжеты. Обучаются в школе не только молодые пары, которые, например, по медицинским показателям не могут иметь детей, но и состоявшиеся родители любого возраста. На занятиях мы не уговариваем взять ребёнка – это должен быть осознанный выбор людей. Наша цель – рассказать, что может ожидать потенциальных родителей после того, как ребёнок попадёт в семью. В 2014 году нашу школу закончили 24 человека.

– И мифы на занятиях развенчиваете?

– Особенно самый распространённый: у ребёнка – плохие гены. Но подобные страхи безосновательны: ребёнку, усыновлённому в раннем возрасте, от биологических родителей передаётся состояние здоровья. Формирование характера, особенности поведения чаще связаны с возрастом ребенка или психологическим климатом в приемной семье.

Читайте также:  Успех спортсмена – успех тренера

– В новой семье, естественно, возникают проблемы. Могут ли родители получить совет в «Школе семейных надежд»?

– Мы настоятельно рекомендуем не стесняться и обращаться за помощью. Положительный опыт у нас есть.

 

Рука помощи

 

– Многие СМИ, со ссылкой на социологические исследования, указывают, что только 10 процентов социальных сирот, выпускающихся из детских домов, приспособлены к самостоятельной жизни…

– Если говорить о Камышловском детском доме, я не согласна. Наши выпускники имеют определённую установку на учёбу или работу. Предшествует этому профориентационная работа с раннего возраста. Ребята посещают предприятия и организации города и района, знакомятся почти со всеми профессиями нашей территории. Выпускники приезжают, рассказывают младшим ребятам о своей учёбе, специальности. Для выявления профнаклонностей воспитанников привлекли специалистов Центра занятости, они проводят тестирование и рекомендуют детям будущее направление их трудовой деятельности. В прошлом году из 24-х ребят четверо поступили в техникумы, остальные – в учреждения начального профессионального образования. А вот на новом месте нередко возникают проблемы. Детям не хватает внимания, контроля. Домашнего ребёнка контролируют родители, а дети-сироты живут в общежитии, где один воспитатель на два-три этажа.

– Наверное, с учётом этого государство акцентировало внимание на постинтернатном сопровождении?

– Это архиважное направление! Для нас оно не ново. Как только воспитанник выбирает учреждение образования, начинаем вплотную работать с его сотрудниками, помогаем ребёнку определиться со специальностью. Во время учёбы периодически звоним, приезжаем к детям. Ребята сложно адаптируются в новом коллективе, поэтому на выходные мы приглашаем приезжать в детский дом. Держим связь с руководством учебных заведений, нам присылают отчёты, как учатся воспитанники. Начиная с прошлого года, за каждым выпускником официально закреплён куратор, работающий с ним по индивидуальной программе сопровождения. Это сотрудник дома, тот, кого ребёнок хорошо знает и кому доверяет. Такое наставничество бывает судьбоносным.

Кроме этого, социальный педагог Л.М. Дёмина и члены попечительского совета – тоже активные помощники в адаптации выпускников.

Довольно часто наши студенты проходят практику в Камышлове и на базе нашего учреждения.

– Вы продолжаете следить за судьбой своих детей после получения ими профессионального образования?

– Конечно, после окончания учебного заведения мы стараемся помочь им в трудоустройстве и с жильём. Чётко знаем, где они, каково их семейное положение, какой образ жизни ведут. Есть, конечно, и такие, чья судьба не радует… По закону, сопровождать бывших воспитанников мы должны до 23-х лет, но они настолько нам близки, что связь непрерывна. На сегодняшний день в нашей большой семье 32 малыша – детей наших выпускников, которые воспитываются в семьях своих родителей. 27 апреля ежегодно мы ждем наших выпускников с их семьями на вечер встречи.

Материал подготовила Ирина ВЕРЗИЛИНА


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.